Найдите мероприятие

или выберите дату

close search

Мы в социальных сетях

Леди Макбет Мценского уезда

Площадка:
Самарский академический театр оперы и балета
Дата:
06.09.2025 18:30
Тип мероприятия:
Возрастное ограничение:
16+
От 300 до 2500 руб.Купить билет

Электронный билет

Фестиваль «Шостакович. Над временем»

Продолжительность: 3 часа 20 мин
Количество действий: 4 действия с 1 антрактом

Дмитрий Шостакович (1906-1975).
Либретто Дмитрия Шостаковича и Александра Прейса (1905-1942) по одноименной повести (1864) Николая Лескова (1831-1895).
Мировая премьера: 22 января 1934, МАЛЕГОТ

Сюжетной основой оперы послужил очерк Лескова – одна из самых страшных страниц русской литературы, обличающих «темное царство» дореформенной купеческой России. Либреттист оперы Александр Прейс и руководивший работой композитор Дмитрий Шостакович существенно переосмыслили сюжет очерка.

Почти ничего не меняя в поступках Катерины Львовны, они изменили их мотивы. Главная героиня предстала не только как порождение, но и как жертва домостроевского уклада купеческого быта. Ее протест против бесправия и издевательств, за утверждение собственного человеческого достоинства принял уродливые и жестокие формы среды, в которой она сложилась. Катерина – единственный персонаж оперы, способный чувствовать, знающий сильные душевные порывы, стремящийся вырваться из захолустного быта.

Шостакович назвал свое произведение «трагической сатирой». В отличие от бытового очерка Лескова, здесь сильно развито гротескное начало, особенно в обрисовке общества, окружающего главных героев. «Леди Макбет Мценского уезда» – опера подлинно трагического звучания. Ее действие насыщено событиями, в которых глубоко раскрываются характеры многочисленных действующих лиц. Ей свойственны редкий лаконизм и сила выражения. Музыкальные зарисовки поражают психологической точностью и проницательностью.

У оперы непростая судьба. Первая постановка спектакля в 1934 году была жестоко раскритикована и вплоть до 60-х годов на сцене не шла. В 1956 году композитор сделал новую редакцию с названием «Катерина Измайлова». В этом виде опера была впервые показана в Москве в декабре 1962 года. За первой редакцией закрепилось название «Леди Макбет Мценского уезда». Именно эта редакция была представлена на сцене Самарского театра оперы и балета к 110-летию со дня рождения композитора.


Дирижер-постановщик – Александр Анисимов
Режиссер-постановщик – Георгий Исаакян
Художник-постановщик – Вячеслав Окунев
Художник по свету – Ирина Вторникова

Либретто

Действие происходит в небольшом российском уездном городе.


Действие первое


Картина первая.

Скучно, томительно-однообразно живется в доме богатого купца Зиновия Борисовича Измайлова. Его молодая жена Катерина Львовна проводит время в мучительном безделье, не зная, чем себя занять.
Свекор, Борис Тимофеевич, упрекает невестку: «Пятый год замужем, а ребеночка еще не родила». «Я сама грущу!» – отвечает Катерина Львовна; с ребенком ее жизнь cтaла бы осмысленней, полней. 


С далекой мельницы Измайловых приходит весть о прорыве плотины; Зиновий Борисович собирается ехать на место происшествия. По окрику Бориса Тимофеевича слуги, провожая хозяина в дорогу, поднимают плач. Когда подходит проститься Катерина Львовна, свекор требует, чтобы она поклялась на иконе в верности мужу.


Оставшись наедине с хозяйкой, кухарка Аксинья рассказывает о новом работнике Сергее: «он всем взял – ростом, лицом, красотой», с прежнего места уволен за то, что «с самой хозяйкой спyтaлся». Свекор вновь бранит невестку: нет, не любит она мужа, если, проводив его, не плачет.


Картина вторая.

Во дворе дома Измайловых слуги – среди них Сергей – потешаются над Аксиньей. Появляется Катерина Львовна и приказывает отпустить Аксинью. Сергей затевает шутливую борьбу с молодой барыней. Внезапно входит Борис Тимофеевич. Он разгоняет всех. «Вот погоди, приедет муж, все расскажу!» – грозит он невестке.


Картина третья.

Спальня Катерины Львовны. Свекор велит Катерине ложиться спать: мужа нет, нечего жечь свечу. Ей гpycтнo и одиноко. Она тоскует: промелькнет жизнь без улыбки, не будет никогда любви.


Раздается стук, это Сергей. Он просит дать ему книгу. «Нет у меня, Сергей, никаких книжек», –  говорит Катерина Львовна. Сергей говорит о скуке. Катерина спрашивает, почему он не женится. «Не на ком! – отвечает Сергей – Хозяйская дочь за меня не пойдет, а простых мне не надо, необразованность все, а я человек чувствительный». Узнав, что Катерина мечтает о ребенке, Сергей предлагает ей завести роман «на стороне». Он вновь затевает с ней шуточную борьбу, которая переходит в любовные объятия. 


За дверью слышится голос Бориса Тимофеевича. Катерина Львовна просит Сергея скорее уйти. «Никуда я отсюда не пойду. Доброму молодцу и окно – дверь!» – отвечает Сергей.


Действие второе


Картина четвертая.

Ночь. По двору ходит Борис Тимофеевич. Ему чудятся воры. Он вспоминает молодость; тогда он тоже не спал, но по другой причине: «Под окнами у чужих жен похаживал... а иногда и в окна забирался». Он грезит о молодой жене сына и решает идти к ней. Вдруг он замечает свет в ее окне и видит, как невестка прощается с мужчиной. Борис Тимофеевич узнает Сергея, хватает его и зовет людей. Сергея наказывают плетьми. Катерина Львовна молит отпустить его, но экзекуция продолжается. Борис Тимофеевич велит запереть Сергея в кладовой и посылает дворника на мельницу за Зиновием Борисовичем.


За ужином Катерина Львовна подает свекру отравленные гpибы; старику становится плохо. Катерина отбирает у него ключи от кладовой и спешит освободить Сергея. Идущие с работы мужики видят умирающего хозяина и зовут священника. Борис Тимофеевич указывает на невестку как на свою отравительницу. Она же, в оправдание, говорит, что многие умирают, поевши гpибков. Священник соглашается с этим и готовится служить панихиду.


Картина пятая.

В спальне Измайловых лежит избитый плетьми Сергей, за ним ухаживает Катерина Львовна. Сергей удручен предстоящим приездом Зиновия Борисовича: приходит конец их любви; если бы он мог стать ее мужем и любить, не таясь от людей! Катерина Львовна обещает сделать все, что он хочет. Сергей засыпает. Перед глазами отравительницы встает тень свекра: «Катерина Львовна – убийца!» – произносит призрак и проклинает ее. Испуганная, она будит Сергея.


Внезапно Катерина Львовна слышит, как к двери подходит вернувшийся с мельницы муж. Она прячет Сергея. В комнату входит Зиновий Борисович. Он расспрашивает жену о том, как она жила, как умер отец, почему она постелила для двоих и откуда в их комнате мужской поясок. Объяснение переходит в ссору. Зиновий Борисович замахивается на жену; Сергей бросается на помощь. Оскорбленный муж хочет позвать людей. Сергей убивает хозяина, и они с Катериной прячут труп в погpeбе. «Теперь ты мой муж!» – говорит ему Катерина Львовна.


Действие третье


Картина шестая.

Двор дома Измайловых. Около погpeба, в котором спрятан труп Зиновия Борисовича, стоит Катерина Львовна. Она все время вспоминает об убийстве мужа. Сергей пытается успокоить ее: не надо стоять у погpеба и этим привлекать внимание людей, тем более, что сегодня их свадьба. Оба отправляются в церковь. Около погpeба останавливается пьяный Задрипанный мужичонка. «Хозяйка недаром часто смотрит на эту дверь, – думает он, – наверно, здесь хранится хорошее вино!» Взломав замок, он влезает в погреб, но немедленно выскакивает оттуда, пораженный ужасным запахом. Проникнув снова в погреб, пьянчужка обнаруживает труп Зиновия Борисовича и в ужасе убегает за полицией.


Картина седьмая.

На съезжей без дела скучают полицейские. Квартальный сетует на судьбу: жалованье небольшое, взятки брать трудно, поживиться негде. Городовой приводит учителя, утверждая, что это неверующий нигилист, так как он режет лягушек. Квартальный сажает учителя под арест. Приходит Задрипанный мужичонка и рассказывает про обнаруженный труп. Полицейские торопятся в купеческий дом, где в это время справляется богатая свадьба.


Картина восьмая.

Свадебный пир в саду дома Измайловых. Пьяные гости чествуют новобрачных, поют «славу», кричат «горько». Катерина Львовна замечает, что замок на погребе сорван. Она сообщает об этом Сергею; оба решают скрыться, но тут входят полицейские. Катерина и Сергей пытaются убежать, но их хватают и уводят в острог.


Действие четвертое.


Картина девятая.

Катерина Львовна и Сергей на каторге. Везде часовые; слышится тоскливая песня. Катерина подходит к часовому и просит пропустить ее к Сергею. Сергей гонит ее прочь: он больше не любит ее, она довела его до каторги. Страшна каторга, но еще страшней измена Сергея и его ненависть.


Сергей, вместе с молодой каторжницей Сонеткой, потешаются над «бывшей купчихой». Сонетка требует от Сергея подарка – чулки Катерины. Он пробирается к Катерине Львовне и, притворившись больным, получает ее последнюю пару чулок. Увидев на Сонетке свои  чулки, Катерина понимает, что ее опять предал Сергей, а свидетели этого – каторжанки - поднимают ее на смех. Отчаяние охватывает Катерину; в ее воображении встает видение – глухое глубокое лесное озеро, в котором вода «черная, как моя coвeсть».
Возвращается Сергей и его новая любовница. Они издеваются над Катериной.


Бьет барабан, каторжникам пора в путь. Старый каторжник ласково заговаривает с неподвижной Катериной Львовной – она не замечает этого. Внезапно решившись, она подбегает к Сонетке; минута – и обе на краю моста: Катерина Львовна сталкивает Сонетку в воду и сама бросается вслед за ней. Сильное течение уносит обеих. Под печальную песню каторжане идут своей тяжкой дорогой.